90 лет в строю

Уважаемые читатели!

В июле этого года исполняется 90 лет со дня основания журнала «Автоматика, связь, информатика». Это название журнал приобрел в 1998 г., а ранее он выпускался как «Электротехника и связь на путях сообщения», «Связь и электротехника», «Сигнализация и связь на железнодорожном транспорте», «Связист», «Автоматика, телемеханика и связь».

Нашим «прародителем» был журнал «Электротехника и связь на путях сообщения», тираж которого составлял 1850 экземпляров. Его издание пришлось на период становления советского государства, когда народ испытывал проблемы, связанные с послевоенной разрухой, экономической и политической изоляцией страны. Несмотря на это, журнал ежемесячно выходил в свет и был востребован читателями. В нем рассматривались вопросы развития и эксплуатационные задачи отрасли, освещались различные технические средства и системы. Тематика журнала была ориентирована на инженерно-технический состав Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), железных дорог и организаций, связанных с отраслью.

В 1926 г. он стал приложением журнала «Железнодорожное дело» под названием «Связь и электротехника» (тираж около 4 тыс. экз.), а начиная с 1932 г., после выделения хозяйства сигнализации и связи в самостоятельное подразделение железнодорожной отрасли, получил название «Сигнализация и связь на железнодорожном транспорте» (тираж 6–8 тыс. экз.).

В 1936 г. решением НКПС все железнодорожные журналы инженерно-технической направленности были перепрофилированы с ориентацией на средний и низовой комсостав и рабочих. Наш журнал получил название «Связист» и стал выпускаться два раза в месяц тиражом 9–15 тыс. экз. В этом издании наряду с техническими вопросами широко освещались темы социалистического соревнования и передовые методы труда. Вместе с тем большое внимание уделялось рубрике «За рубежом», в которой рассказывалось об иностранных новшествах в области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Из статей читатели узнавали о прогрессивных системах западной техники.

С 1957 г. по решению ЦК КПСС начал издаваться журнал «Автоматика, телемеханика и связь». Его тираж в 70-е годы доходил до 40 тыс. экземпляров, причем часть из них поступала более чем в 30 стран мира. За 90 лет журнал прошел большой путь и внес весомый вклад в развитие и совершенствование железнодорожного транспорта страны. В первые годы Советской власти, после гражданской войны, он мобилизовывал железнодорожников на восстановление транспорта и связевого хозяйства. На его страницах ставились задачи разработки и внедрения новых технических средств, представлялось слово рабочим и изобретателям, создававшим первые отечественные аппараты и системы.

В годы первой пятилетки журнал публиковал материалы, направленные на техническую реконструкцию железнодорожного транспорта, проектирование первых отечественных систем автоблокировки, электрической и диспетчерской централизации, автоматической локомотивной сигнализации и технологической связи. Обобщенный на страницах журнала опыт строительства первой механизированной сортировочной горки на станции Красный Лиман имел большое значение в дальнейшей механизации сортировочных горок сети дорог. Вопросы организации социалистического соревнования, пропаганда передовых методов труда всегда занимали центральное место.

В 30-е годы большую пользу отрасли принесли систематические публикации статей в рубрике «Школа стахановско-кривоносовского опыта». Их авторами были передовые электромеханики, телеграфисты и другие работники хозяйства. Руководил школой крупнейший специалист отрасли – профессор М.И. Вахнин. Основное направление журнала «Автоматика, телемеханика и связь» – ускорение научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, совершенствование технологии, рационализации производства, повышение качества выпускаемой продукции и надежности действия устройств. В нем особое внимание уделялось развитию и опыту эксплуатации технических средств, которые обеспечивали наибольший прирост пропускной способности железнодорожных линий. Через журнал работники хозяйства узнавали о новых устройствах горочной техники, электрической и диспетчерской централизации, автоматических телефонных станциях, средствах радиосвязи и изучали их. На его страницах всегда широко освещалась творческая деятельность изобретателей, рационализаторов и новаторов производства.

Одно из главных направлений журнала – пропаганда передовых методов организации работы по обслуживанию и ремонту техники. Он способствовал широкому распространению бригадного, комплексного и гарантийного методов, ставших основой индустриального метода обслуживания и ремонта устройств. Велика роль журнала в подготовке кадров. На его материалах выросло не одно поколение СЦБистов и связистов. Читателями и авторами журнала всегда были работники линейных предприятий, электротехнических заводов, вычислительных центров дорог, строительных подразделений, а также специалисты научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций, преподаватели транспортных вузов и техникумов.

В 1998 г. в связи с информатизацией транспорта журнал по распоряжению МПС РФ получил название «Автоматика, связь, информатика». Наряду с материалами по традиционно установившейся тематике стали публиковаться статьи об автоматизированных системах управления, информатизации всех технологических процессов и сфер деятельности железнодорожного транспорта.

Сегодня журнал по-прежнему стремится быть полезным информационным источником. Свидетельством его высокого научно-технического уровня является то, что он входит в перечень ведущих периодических изданий, публикация в которых учитывается при защите докторской и кандидатской диссертаций Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ.

Выпуск «в свет» журнала – процесс сложный и длительный, который, однако, за последние 10–15 лет претерпел весьма значительные изменения. Раньше, до появления компьютерных технологий, в технологическом цикле участвовали три звена, связанные воедино производственным графиком: редакция и редколлегия, издательство «Транспорт» и полиграфический комбинат. График предусматривал одновременную работу над тремя номерами на разных этапах производства. Цикл каждого номера от сдачи рукописи в издательство до выпуска готового журнала составлял немногим менее двух месяцев (сейчас вдвое меньше), а с учетом подготовки материалов (рецензирование, редактирование и др.) занимал в среднем 5–6 месяцев (сейчас – 1,5 месяца).

Этап подготовки рукописей изменился мало, материалы, как и прежде, рассматриваются в редакции или отправляются на рецензию членам редколлегии, в результате чего принимается решение о целесообразности публикации статьи или необходимости ее доработки. Принятые к публикации статьи редактируются, при этом особое внимание уделяется правильности технического содержания, оформлению графического материала, литературному изложению. Отредактированные статьи согласуются с автором.

Раньше в издательстве «Транспорт» схемы для номера чертили тушью на кальке, а фотографии ретушировали. Корректоры вычитывали номер, технический редактор размечал шрифты заголовков и статей. Окончательно подготовленная рукопись направлялась в типографию.

Печатание журнала в типографии было трудоемким: сначала рукопись набирали на строкоотливной машине – линотипе, образуя гранки, а чертежи и фотоснимки обрабатывали в цинкографии и изготовляли клише. Из бумажных оттисков гранок и клише в редакции формировали макет номера. После этого в типографии согласно макету изготовляли несколько экземпляров верстки номера в виде оттисков. Корректоры «насквозь» читали весь номер, сверяя его с рукописью, и в редакции после сверки номер подписывался в печать.

Сейчас все операции выполняются в редакции на компьютере с помощью специальных полиграфических программ. Компьютерные технологии позволили упростить и ускорить процесс выпуска журнала, придать ему красочность, а главное, публиковать на его страницах актуальные и свежие материалы. Однако над подготовкой журнала сотрудники редакции все также много трудятся, чтобы своевременно снабдить читателей интересной научно-технической информацией, помочь в повседневной практической деятельности, познакомить с опытом работы передовиков.

Коллектив редакции невелик – 15 человек. Это опытные сотрудники, большинство из которых закончили МИИТ и проработали на транспорте более десятка лет. Большую помощь в работе оказывают редакционная коллегия и редакционный совет, куда входят руководители и ведущие специалисты ОАО «РЖД».

Редакция гордится своим авторским активом. Многие авторы сотрудничают с журналом более 40 лет. Среди них такие известные специалисты железнодорожной отрасли, как Ю.В. Ваванов, И.А. Здоровцов, Г.Ф. Лекута, А.Ф. Петров, И.Д. Блиндер и другие.

Всегда помнят в редакции и о своих ветеранах М.И. Смирнове, И.Л. Звягельской, Н.Н. Швецове, Г.Н. Моржаковой, Т.В. Тараторкиной, Б.М. Шварцмане, в течение многих лет отдававших свои знания, опыт и творческую энергию родному журналу.

Оглядываясь на 90-летний путь журнала, с особой благодарностью хочется вспомнить главных редакторов, возглавлявших и сохранивших в разные годы наше издание. Это Н.О. Рогинский, И.С. Морозов, Л.А. Мамендос, С.К. Крылов, С.Н. Филипенко, Л.П. Слободянюк.

В завершение исторического экскурса хочется отметить, что еще 90 лет назад в журнале «Электротехника и связь» № 1, 1923 г. указывалось, что польза от него будет «если читатели, по прочтении не отложат журнал в сторону, а задумаются над возбужденными в нем вопросами и сообщат нам все то новое, к чему они придут путем своих размышлений; если они укажут нам, на что, по их мнению, журнал должен обращать особое внимание; если они познакомят нас, а через нас и других своих сотоварищей по делу с теми достижениями, до которых они дошли в своей практической работе; словом, если они постараются наполнить журнал живым, жизненным и интересным материалом. Пусть авторы не стесняются ни формой изложения, ни словом: редакция озаботится тем, чтобы придать присланным статьям вполне литературную форму».

Укрепление связей редакции с читателями, расширение авторского актива осталось непременным условием работы журнала. Нам важно знать ваше мнение о содержании и оформлении издания. С этой целью редакция проводит заочную читательскую конференцию. Просим ответить на вопросы нашей анкеты, высказать предложения и пожелания. Они помогут улучшить журнал, сделать его более интересным. Заранее благодарим вас за участие в конференции. Т.А. ФИЛЮШКИНА