ISSN 0005-2329 Rus Eng
 
11/2017

История журнала

Первый номер журнала, тогда называвшегося «Электротехника и связь на путях сообщения», вышел в свет в 1923 г. Во втором номере, обращаясь к читателям, начальник Управления связи и электротехники НКПС К.Н. Чеховский пишет: «Небольшое, но узко специальное дело транспортной связи и электротехники бледно освещалось периодическими изданиями НКПС – «Вестником путей сообщения» и «Транспортом», где нас заглушали экономика, эксплуатация, тяга, путь и др. В нашем специальном журнале мы имеем возможность исправить этот пробел. Попробуем вовлечь в нашу общую работу, в наше объединение всю массу наших служащих путем свободного изложения мыслей и такой же свободной их критики и оценки…».

Неоднократно менялось название журнала: в 1926 г. – это «Связь и электротехника», 1932 г. – «Сигнализация и связь на железнодорожном транспорте», 1936 г. – «Связист», в 1957 г. – «Автоматика, телемеханика и связь», который хорошо знают многие наши читатели.

Оглядываясь на 90-летний путь журнала, с особой благодарностью вспоминаем редакторов, возглавлявших и сохранивших в разные годы издание. Это Н.О. Рогинский, И.С. Морозов, Л.А. Мамендос, С.К. Крылов. Многие читатели помнят и знают главных редакторов Софью Николаевну Филипенко и Леонида Петровича Слободянюка.

Листая пожелтевшие от времени страницы, читаем статьи авторов, которые опубликовали свои первые материалы будучи молодыми специалистами. В «старых» журналах встречаем имена К.Н. Чеховского, А.Ф. Булата, П.Н. Рамлау, М.И. Вахнина, А.А. Танцюры, Д.А. Бунина, Н.Ф. Пенкина, А.М. Погодина, Б.С. Рязанцева и многих других, которые с годами стали ведущими учеными и специалистами, внесли весомый вклад в развитие железнодорожных средств автоматики и связи и не прерывали связи с журналом. Хочется также отметить наиболее активных наших авторов: Ю.В. Ваванова, И.А. Здоровцова, Г.Ф. Лекуту, Л.И. Борисенко, А.Ф. Петрова, В.И. Неймана, А.А. Волкова и других, которые долгие годы тесно сотрудничали с коллективом редакции.

В 1957 г. приказом министра путей сообщения Б.П. Бещева после перерыва было возобновлено издание ежемесячного производственно-технического журнала для СЦБистов и связистов под названием «Автоматика, телемеханика и связь». В январском номере начальник Главного управления сигнализации и связи В.Д. Буц выразил уверенность в том, что «…Создание на железнодорожном транспорте журнала «Автоматика, телемеханика и связь» даст возможность шире пропагандировать передовой опыт, новую технику, поможет связистам в их борьбе за претворение в жизнь планов работ шестой пятилетки…».

А планы были большие. В те годы осуществлялась программа модернизации железных дорог, предусматривавшая переход на электрическую и тепловозную тягу, усиление конструкции пути, обновление и развитие устройств СЦБ, внедрение поездной радиосвязи, многоканальной проводной связи, автоматических телефонных станций. В передовой статье были изложены задачи хозяйства сигнализации и связи на ближайшую перспективу, а следовательно, и журнала в освещении поставленных проблем. «Современная техника автоматики и телемеханики, – отмечалось далее в статье руководителя главка, – позволяет автоматизировать процессы организации движения, значительно повысить пропускную способность железнодорожных линий, создать условия для безопасного следования поездов, сократить штат работников, организующих движение… В связи с этим важнейшей задачей является широкое распространение передовых методов труда работников сигнализации и связи, обмен опытом и внедрение рационализаторских и изобретательских предложений.» Основными рубриками журнала были: «Новая техника», «Инициатива и опыт», «Техническая консультация», «За рубежом» и «Обзор иностранных журналов». С тех пор издание продолжает знакомить читателей с развитием техники СЦБ и связи на отечественных и зарубежных железных дорогах, отражает процессы, происходящие на железнодорожном транспорте.

В конце 90-х годов Министерство путей сообщения берет курс на внедрение информационных технологий в управлении перевозочным процессом, маркетингом и финансами, инфраструктурой, персоналом. Главной целью информатизации железнодорожного транспорта стало создание информационной основы для достижения максимальной эффективности работы отрасли. В 1998 г. журнал получает новое название – «Автоматика, связь, информатика», которое более полно отражает процессы, происходящие на железнодорожном транспорте. В издании появляются рубрики: «Информатизация транспорта», «Телекоммуникационные сети», «Информационная безопасность».

Журнал продолжает держать в поле зрения вопросы реформирования как железнодорожного транспорта в целом, так и хозяйств автоматики и телемеханики, связи и вычислительной техники, рассказывает об опыте работы трудовых коллективов в новых экономических условиях. В связи с организацией в ОАО «РЖД» хозяйства корпоративной информатизации журнал публикует статьи о программных и технических средствах быстро развивающихся общесетевых систем, таких как АСОУП, ДИСПАРК, ГИД-Урал, ЭТРАН, ИСУЖТ, ЭДО и др.

Кредо журнала – быть полезным читателям. Для этого работники редакции выезжают на линию, принимают активное участие в работе научно-практических конференций, школах передового опыта, что дает возможность быть ближе к читателям, знать их жизнь, оказывать помощь в решении возникающих проблем. Журнал продолжает активно освещать вопросы создания новых технических средств, повышения эффективности и качества работы устройств автоматики и связи, внедрения перспективных технологий, передовых методов эксплуатации, обеспечивающих повышение уровня безопасности движения поездов. Особое внимание уделяется работникам линии, практикам. С интересом знакомятся читатели с материалами рубрик «Обмен опытом», «Предлагают рационализаторы», «Информация» и др. Коллектив редакции стремится расширять эти разделы.

Вниманием читателей пользуется рубрика "В трудовых коллективах". В ней работники дистанций, бригад рассказывают о делах своих коллективов, о ветеранах и молодых специалистах, о достижениях и проблемах.

Сегодня с журналом сотрудничает новое поколение авторов. Жива добрая традиция: со статьями выступают ученые, проектировщики, конструкторы, строители, эксплуатационники, руководители служб и дистанций. Делятся практическим опытом работники линии.