ISSN 0005-2329 Rus Eng
 
9/2018

Архив новостей / 01 июля 2018
95 лет со дня основания нашего журнала

Уважаемые читатели! 

В июле этого года исполнилось 95 лет со дня основания нашего журнала. Все эти годы журнал следовал своему главному принципу – идти в ногу со временем, отражая все научно-технические, организационные, политические и технологические изменения, происходящие в железнодорожной отрасли и в стране. 

За прошедшие годы название журнала изменялось не раз, но при этом редакция оставалась верна избранному принципу. 
Хронология развития журнала соответствует становлению и развитию хозяйств автоматики и телемеханики, а также связи и информатики. Так, в 1918 г. «для общего руководства деятельностью железных дорог в областях, находящихся в заведывании Служб телеграфа, при Центральном техническом управлении Комиссариата путей сообщения организуется самостоятельный Отдел телеграфа». А в 1920 г. для обеспечения безопасности перевозок формируется самостоятельное Управление, которое становится Центральным Управлением связи и электротехники НКПС. 
Вскоре после этого, в 1923 г. организуется журнал «Электротехника и связь на путях сообщения» для ознакомления железнодорожников с новыми достижениями в области связи и электротехники. 
В первом номере журнала, обращаясь к читателям, начальник Управления связи и электротехники НКПС К.Н. Чеховский пишет: «Небольшое, но узкоспециальное дело транспортной связи и электротехники бледно освещалось периодическими изданиями НКПС – «Вестником путей сообщения» и «Транспортом», где нас заглушали экономика, эксплуатация, тяга, путь и др. В нашем специальном журнале мы имеем возможность исправить этот пробел. Попробуем вовлечь в нашу общую работу, в наше объединение всю массу наших служащих путем свободного изложения мыслей и такой же свободной их критики и оценки». 
Начало издания нашего журнала пришлось на период становления советского государства, когда народ испытывал проблемы, связанные с послевоенной разрухой, экономической и политической изоляцией страны. Несмотря на это журнал ежемесячно выходил в свет и был востребован читателями. В нем рассматривались вопросы развития и эксплуатационные задачи отрасли, излагались основы различных технических средств и систем. В 1926 г. журнал «Связь и электротехника» стал приложением журнала «Железнодорожное дело», а начиная с 1932 г. после выделения хозяйства сигнализации и связи в самостоятельное подразделение железнодорожной отрасли получил название «Сигнализация и связь на железнодорожном транспорте». 
В 1936 г. название вновь изменяется. Журнал стал называться «Связист» и выпускаться два раза в месяц. В нем публиковались материалы, направленные на техническую реконструкцию железнодорожного транспорта, проектирование первых отечественных систем автоблокировки, электрической и диспетчерской централизации, автоматической локомотивной сигнализации и технологической связи. Вместе с техническими вопросами широко освещались также темы социалистического соревнования и передовые методы труда. Большое внимание уделялось рубрике «За рубежом», в которой описывались прогрессивные системы западной техники. 
С 1957 г. журнал начал издаваться под названием «Автоматика, телемеханика и связь», причем в этот период его выписывали более чем в 30 странах мира. Редакция в своей работе следовала неукоснительному правилу: журнал должен способствовать ускорению научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, совершенствованию технологии обслуживания и ремонта, развитию рационализаторской деятельности, повышению качества выпускаемой продукции и надежности действия устройств. Статьи в журнале помогали работникам хозяйства узнавать о новых устройствах горочной техники, электрической и диспетчерской централизации, автоматических телефонных станциях, средствах радиосвязи и изучать их. Широко освещалась творческая деятельность изобретателей, рационализаторов и новаторов производства. В 1998 г. в период широкомасштабной информатизации транспорта журнал получил название «Автоматика, связь, информатика». Наряду с материалами по традиционно установившейся тематике на его страницах стали публиковаться статьи об автоматизированных системах управления, информатизации всех технологических процессов и сфер деятельности железнодорожного транспорта. Сегодня в условиях цифровизации экономики и реализации проекта «Цифровая железная дорога» журнал как и прежде стремится быть полезным информационным источником. 
Когда в ближайшие годы прорывные технологии наберут большие обороты и прочно войдут в нашу жизнь, надо чтобы никто не остался на обочине технического прогресса. Для этого необходимо систематически обучаться и совершенствоваться в развитии, и журнал окажет помощь в этом. Свидетельством высокого научно-технического уровня журнала является то, что он входит в Перечень ведущих периодических изданий, публикация в которых учитывается при защите докторской и кандидатской диссертаций Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ. 
Кроме того, журнал включен в базу данных Российского индекса научного цитирования. Редакция гордится своим авторским активом. Многие авторы сотрудничают с журналом более 40 лет. Оглядываясь на 95-летний путь, с особой благодарностью хочется вспомнить главных редакторов, возглавлявших и сохранивших в разные годы наше издание. Это Н.О. Рогинский, И.С. Морозов, Л.А. Мамендос, С.К. Крылов, С.Н. Филипенко, Л.П. Слободянюк. 
Актуальным и сейчас остается призыв, опубликованный редакцией в первом номере журнала «Электротехника и связь» в 1923 г. «польза от него будет если читатели, по прочтении не отложат журнал в сторону, а задумаются над возбужденными в нем вопросами и сообщат нам все то новое, к чему они придут путем своих размышлений; если они укажут нам, на что, по их мнению, журнал должен обращать особое внимание; если они познакомят нас, а через нас и других своих сотоварищей по делу с теми достижениями, до которых они дошли в своей практической работе; словом, если они постараются наполнить журнал живым, жизненным и интересным материалом. Пусть авторы не стесняются ни формой изложения, ни словом: редакция озаботится тем, чтобы придать присланным статьям вполне литературную форму». Укрепление связей редакции с читателями, расширение авторского актива осталось непременным условием работы журнала. 
В рамках девятой Международной научно-практической конференции «ТрансЖАТ-2018» состоится расширенное заседание редакционной коллегии, редакционного совета и авторского актива журнала. Приглашаем всех, кому не безразлично дальнейшее развитие и совершенствование журнала, принять участие в работе заседания.